Свободное воспитание

Свободное воспитание

08.05.2021 21:37

Идеи свободного воспитания всегда витали в обществе. В противовес тоталитарному контролю со стороны родителей и опекунов выдвигались теории «самостоятельного» и «неограниченного» развития формирующейся личности. Многие родители в современном обществе пытаются предоставить своим детям безграничное право выбора.

Так ли безоблачен подобный подход к воспитанию ребенка? Какие плюсы и минусы есть у этой системы? Свободное воспитание = вседозволенность? В этих и некоторых других вопросах мы и попробуем разобраться.

Что такое свободное воспитание и откуда оно к нам пришло

Свободное воспитание – это целое направление в педагогике, которое рассматривает воздействие на ребенка, как процесс помощи в его самостоятельном определении своего места в окружающем мире.

Родоначальниками этого подхода считаются европейцы, которые впервые заговорили о свободном воспитании еще в 18 веке. Основоположник теории — Жан-Жак Руссо. Именно он настаивал на развитии детей в гармонии с природой. Самые известные приверженцы этой точки зрения: К.Н. Вентцель, М. Монтессори, Д. Дьюи, А. Радченко.

что такое свободное воспитание и откуда оно пришло

В российской педагогике первым, кто взял на вооружение принципы свободного воспитания оказался Л. Н. Толстой. В свое время он яро критиковал существующую систему воспитания и предлагал взамен нововведения. Свою школу писатель назвал «Дом свободного ребенка». В этом учебном заведении не было четкого регламента, то есть уроков могло быть как шесть, так и три. Все зависело от степени заинтересованности учеников темой. Кроме того, в такой школе не было учебников и домашних заданий. Толстой считал, что ученик не должен помнить ничего из пройденных уроков, он должен просто прийти в школу в хорошем настроении и продолжать учебный процесс, не думая о вчерашнем дне. Спустя время, писатель понял, что подобная система не имеет под собой структурированной опоры и его учащиеся имели не целостные знания, а только лишь хаотичные обрывки. Таким образом, со временем Толстой признал несостоятельность своей «яснополянской» школы.

Однако идеи либеральной педагогики дошли до наших дней и имеют четкие определения.

Задачей педагога является «не мешать» личности ребенка в ее становлении. Свобода выбора, самовыражения, самореализации. Все это должно помочь маленькому человеку стать «большой личностью».

Основные принципы свободного воспитания:

  • Любые физические наказания должны быть полностью исключены.

  • Дети учат только то, что хотят, как хотят и когда хотят.

  • Принуждать ребенка к чему-либо категорически нельзя.

«Каждый ребенок с рождения должен знать свои права и сам искать свой путь».

Свободное воспитание в наши дни

В последнее время все более популярными становятся идеи свободного воспитания, которые, с одной стороны, вполне обоснованы, а с другой кажутся совершенно неуместными.

Большим интересом сейчас пользуются детские сады по системе «Монтессори», которые существуют под девизом «помоги мне это сделать самому». Появились даже школы по этой системе в некоторых городах России, но организовать учебный процесс в таких заведениях очень не просто, поэтому пока они не распространены. свободное воспитание в наши дни

Современные молодые родители с энтузиазмом воспринимают систему свободного воспитания, потому что при правильной ее организации планируют получить в будущем многогранную сформировавшуюся личность, которая будет успешна в тех сферах деятельности, которые выберет сама.

Однако многие мамы и папы не признают для себя подобные «эксперименты», продолжая придерживаться традиционного подхода в системе воспитания.

Плюсы и минусы системы свободного воспитания

Как любая система, эта имеет как плюсы, так и минусы. Сильные и слабые стороны свободного воспитания можно перечислять долго, мы выделим самые распространенные.

Плюсы

  1. Отсутствие каких-либо стереотипов. Становление личности ребенка должно происходить без давления со стороны. Он не принимает во внимание чужую точку зрения, оставляя место только для своих ощущений, для своего мнения.

  2. Доверие. Окружающая атмосфера должна исключать принуждение и критику, зарождая в ребенке уверенность в себе и доверительное отношение к окружающему миру.

  3. Самостоятельный выбор. Дети сами определяют для себя режим дня и то, чем они будут заниматься. Любое давление со стороны взрослого должно быть исключено. В перспективе это может повлиять на самоопределение человека.

  4. Отсутствие комплексов. У малыша не возникает мысли о своей неполноценности или о том, что он неправильно себя ведет, ведь его любят безоговорочно. Он уверен в правильности своих слов и поступков.

  5. Открытость миру. Дети в этой системе общительны, они открыты для контакта, не стесняются выражать свои эмоции и высказывать свои мысли. Они любят соревноваться и участвовать в конкурсах. В перспективе такие люди будут легко подниматься по карьерной лестнице.

  6. Творчество. Когда родитель не мешает своими советами, то ребенок может быстрее самореализоваться, понять, что ему нравится, чем бы ему хотелось заниматься. Ведь он основывается на своих ощущениях, лучше понимает свою внутреннюю природу.

  7. Индивидуальность подхода в воспитании. Маленький человек воспринимается как индивид, который неповторим. Взрослые в этой системе обязаны прислушиваться к нему.плюсы и минусы свободного воспитания

  8. Эмоциональная стабильность. Система подразумевает спокойную, ровную обстановку, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно. В будущем у таких людей не будет неврозов, они будут легче переносить стрессовые факторы.

Минусы

  1. Избалованность. Свободный подход приводит к тому, что ребенок не знает границ в проявлении своей индивидуальности, ведь родители не установили ему их. Он может нарушать нормы поведения, даже не догадываясь об этом, ведь ему дали понять, что он всегда прав. Проблемы начинаются почти сразу, как только малыш попадает в общество, так как никто не будет подстраиваться под его настроение и боготворить его уникальность.

  2. Отсутствие требовательности к себе. Если от ребенка ничего не требовать, то он и не будет знать, чего же от него хотят. Требования помогают сформировать личность, которая будет соблюдать нормы взаимодействия в обществе.

  3. Трудности в социализации. Если ребенок привык, что его любят безусловно, все его мысли и поступки верны, то, попадая в современный мир ему становится дискомфортно. Не все готовы принять и любить этого индивидуума таким, какой он есть – появляется неудачный опыт в общении (отторжение, антисимпатии, принуждение). Подобные неприятности влекут за собой депрессию, закрытость и недоверие к окружающему миру, появляются комплексы.

  4. Отсутствие ответственности. Если ребенок всегда прав и сам выбирает, когда и чем заниматься, то возникает обманчивое ощущение, что на тебе нет никакой ответственности. Такие дети, приходя в школу, не доводят начатое до конца, потому что откровенно не понимают зачем это надо делать, а также отказываются брать на себя ответственность, ведь раньше их поступки не приводили к определенным результатам.

  5. Завышенная самооценка. Если ребенок решал вопросы наравне с родителями и его мнение было решающим в семье, то в социуме у него может наступить полное разочарование от того, что его не хотят принимать в лидеры, а к его мнению не прислушиваются.

  6. Отсутствие родительского авторитета. Когда ребенок является центром мира и всегда прав он начинает чувствовать вседозволенность. В этот момент может произойти падение авторитета родителей в глазах у ребенка. И даже если он вдруг начинает грубить, родитель не может наказать его, ведь это табу.плюсы и минусы свободного воспитания

  7. Дороговизна. Детские сады, которые поддерживают идеи свободного воспитания в наше время стоят дороже обычных. Если нанимать няню на дом, то тоже выходит очень не бюджетно.

Справедливости ради, надо заметить, что «идеи свободного воспитания» в полном объеме не прижились ни за рубежом, ни в России. Сложность в реализации образовательных стандартов состоит в требовании от детей определенного результата на всех ступенях обучения (от детского сада до университета), а ведь ни одно требование нельзя применить в системе свободного воспитания.

Данная система оказалась почти нежизнеспособна еще и потому, что человек всегда живет в обществе и обязан соблюдать его нормы, устои и традиции (хотя бы частично).

Выбор системы воспитания практически всегда остается за родителем. В современном обществе существует достаточно успешный синтез «свободной системы в воспитании» и «традиционной педагогики». Применяя некоторые из принципов свободного воспитания можно избежать многих проблем с подрастающим поколением. Главное суметь правильно расставить приоритеты и не стать «рабом» собственных детей.

Комментарии

Гость
Под именем